Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Укиё-э


(от японского — картины (образы) изменчивого мира)

Девушка (укиё-э) Направление японского изобразительного искусства периода Эдо (1614—1868 г., современный Токио), которое отразило его демократическую направленность.

Стиль укиё-э появился в первой половине XVII в., во второй половине XIX в. пришел в упадок. Расцветом укиё-э считается XVIII в. Обычно под укиё-э понимают популярные и широко распространенные в период Эдо жанровые произведения — живопись и, в особенности, гравюру. Менее скованная канонами, чем живопись, гравюра была наиболее массовым и доступным для горожан видом искусства.

Основателем направления считается Моронобу Хисикава, Китибэ (около 1618 — около 1694 г.; по другим источникам: 1625 — около 1694 г.; 1638—1714 г.), японский живописец и график. Жил в Эдо. Моронобу Хисикава работал в традиционных для японской живописи жанрах «люди», «будзин-га», «изображение красавиц» (свитки «Костюмы и обычаи», «Красавица», Токийский национальный музей; триптих «Известные сцены Эдо», Художественный музей Надзу, Токио). Станковая графика мастера отличается каллиграфической точностью линий, декоративностью подкрашенных от руки тоновых ксилографий (серия «100 изображений женщин этого бренного мира», 1681 г.). Его первой известной работой стала серия иллюстраций к поэтическому сборнику «Букэ хякунин иссю», изданному в 1672 г. в Эдо (нынешний Токио), ставшим к концу XVII века главным центром производства гравюр. Всего Моронобу стал автором серий иллюстраций более чем к 150 книгам. Также он считается создателем авторской гравюры так называемой итшлаи-э, «отпечаток на одном листе», то есть гравюры как отдельного, самодостаточного художественного произведения.

Моронобу основал школу Хисикава, ставшую одной из основных эдоских школ укиё-э. Он был известен не только как мастер гравюры, но и как автор живописных произведений укиё-э, и как дизайнер декоративных орнаментов косодэ. У Моронобу было много учеников и эпигонов, например, его современник Сугимару Дзихэи, не принадлежавший к школе Хисикава, однако творивший в очень похожей на Моронобу манере. После смерти Моронобу жанр укиё-э, потеряв своего главного вдохновителя, некоторое время переживал творческий застой, выход из которого предложили Тории Киёнобу (1664—1729 г.) и Кайгэцудо Андо, оба — ярые поклонники Моронобу, не принадлежавшие к числу его учеников, но ставшие основателями собственных школ укиё-э.

Образ тигра (укиё-э)Революцию в укиё-э произвел Судзуки Харунобу (1725—1770 г.), в 1764 г. впервые применивший технику цветной печати, названной нисики-э, «парчовые картинки», или Эдо-э, эдоские картинки. Около 1770 г. новый взлет пережил жанр якуся-э, выступившие новаторами Кацукава Сюнсё (1726—1793 г.) и Иппицусай Бунте впервые стали изображать актеров как конкретных личностей, исполняющих конкретные роли, добиваясь портретного сходства с самим актером, в то время как на более ранних гравюрах отличить изображенных на них актеров можно было только по их личным гербам на одежде. Стиль Кацукава Сюнсё в значительной степени определил творческую манеру его знаменитого ученика и преемника — Кацукава Сюнэя (1762—1819 г.), а также повлиял и на ранние работы другого ученика, ставшего впоследствии великим мастером укиё-э, — Кацусика Хокусая (1760—1849 г.). Воспеванием женской красоты прославились такие художники, как Исода Корюсай и Китао Сигэмаса (1739—1820 г.), избравшие прекрасных обитательниц веселых кварталов, занятых повседневными бытовыми заботами. Работы Сигэмаса были выполнены, как правило, в форме обан (39 х 26 см.).

Конец XVIII в. — начало XIX в., а именно эры Тэнмэй и Кансэй считается золотым «веком» укиё-э. В эти годы творили такие фигуры, как Тории Киёнага (1752—1815 г.), Китагава Утамаро (1753—1806г.), Тёбунсай Эйси (1756—1815 г.), Кубо Сюнман (1757—1820 г.), Кацукава Сюите и другие. В это же время дебютировал Утагава Тоёкуни (1769—1801 г.), ведущий мастер укиё-э первой четверти XIX в.

Первое тридцатилетие XIX в. стало эпохой наиболее массового распространения укиё-э, в это время в Японии — не только в Эдо, но и в других городах (Киото, Осака, Нагоя и т.д.) — работали сотни художников, создававших десятки тысяч гравюр. Тогда же одной из любимых тем укиё-э становится пейзаж. Непревзойденным мастером японской пейзажной гравюры считается Ка-цусика Хокусай. Такие работы, как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли ему мировую славу. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав самые разные стили: в его работах можно найти и отголоски классического китайского пейзажа, и влияние традиционных японских школ Тоса и Каноо, и приемы художественно-декоративной школы Римпа, и знание основ западноевропейской живописи.

К поздним мастерам относятся, также, Кэйсай Эйсэн (1790—1848 г.) и представители школы Утагава, доминировавшие в этот период. Примерно половина всех сохранившихся к настоящему времени гравюр укиё-э были созданы именно ими. Основателем школы Утагава считается Утагава Тоёхару (1735—1845 г.), живший в эдоском районе Утагава. Тоёхару прославился своими пейзажами в стиле укиё-э. Его двумя наиболее известными учениками были Утагава Тоёхиро (1773—1830 г.) и Утагава Тоёкуни (1769—1825 г.), враждовавшие друг с другом. Учениками Тоёкуни были такие блестящие и одаренные художники, как Утагава Кунимаса (1773—1810 г.), Утагава Куни-сада (1798—1861 г.), создавший более 20 тысяч гравюр, и Утагава Куниёси (1798—1861 г.). Отдельно стоит упомянуть Утагава Хиросигэ (1797—1858 г.), второй великий мастер японского пейзажа, создавший свою собственную манеру, считающуюся наиболее близкой к традиционному японскому взгляду на свою природу и землю.

Образы кошек в японском искусстве (укиё-э)Следует также отметить, что в токугавской Японии укиё-э долгое время считался «низким» жанром, поэтому огромное количество работ было утеряно. Примечательно, что самим японцам взглянуть на укиё-э как на художественные полноправные произведения помогли иностранцы.

На западе японские гравюры вошли в моду, коллекционеры и любители искусства стали закупать их в большом количестве. Эстетика укиё-э оказала огромное влияние на становление импрессионизма, особенно на таких художников, как Эдгара Дэга, Клода Монэ и, особенно, на Винсента Ван-Гога, который просто скопировал некоторые гравюры Утагава Хиросигэ — например, «Сливовый сад Камэйдо» и «Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака».

Японская гравюра стала синонимом изысканности и хорошего вкуса. В конце XIX века гравюры укиё-э приобрели популярность во всем мире, их коллекционировали Уистлер, Мане, Дега, Гонкур, Золя. В Петербурге первая выставка гравюр укиё-э прошла в 1898 г. Богатые коллекции таких гравюр существуют в Государственном Эрмитаже и Кунсткамере.

Всадник на снегу (Утагава Хиросигэ)
Всадник на снегу.
Утагава Хиросигэ.

Журавли (Японская гравюра укиё-э)
Журавли.
Японская гравюра.

Японская гравюра укиё-э
Японская гравюра укиё-э.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я




 
Главная > Гостевая книга > Словарь
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.