Поиск на сайте   |  Карта сайта
 


Петербург.

Здание Академии Художеств в Петербурге (открытка, 1905 г.)

В 1854 году, когда Арсению было 20 лет, он уже имел основательную художественную подготовку. Он был зачислен вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, где проучился три года под руководством Ф.А. Бруни, С.М. Воробьева, Т.А. Неффа. К тому времени Мещерский уже не был дебютантом в этом деле. В следующем году он уже участвует в академической выставке. Для неё он предоставляет два пейзажа, таких как «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости». За эти картины Мещерский получает вторую серебряную медаль.

Возможно, именно голландец Рейсдал с его уверенной правдивой кистью заметно повлиял на сложившуюся творческую манеру Мещерского, обозначаемую как академический романтизм, подвигнув его к более реалистическому взгляду на мир.

Созданное через много лет полотно Мещерского "Дарьяльское ущелье" все еще хранило на себе печать классицизма с его неизменным идеалом облагороженной природы, четкой композиции, рациональным эффектом освещения. Но в ней уже явно присутствовали и черты, свойственные эпохе романтизма, благоговеющей перед дикими уголками природы: мрачными ущельями, суровыми скалами, бурлящими горными потоками и колдовскими лесными чащами.

Пейзаж романтический более условный в трактовке мотива, более избирательный в выборе сюжета. Он отвергает голое и точное воспроизведение окружающего мира. Его задача – везде, даже в самом неприглядном захолустье, выявлять скрытую от торопливого поверхностного взгляда красоту и через нее благотворно влиять на эстетическую природу человека.

Многие из произведений, принадлежавших Академии художеств, пополнили затем фонды открывшегося в 1898 году Русского музея императора Александра III, а также других, широкоизвестных галерей. Среди этих картин оказались и два пейзажа А.И. Мещерского.

Один из них – "Нарвский рейд" (1890). Вторым пейзажем, отобранным для экспозиции Русского музея, был "Ледоход" (1869). Надо заметить, что тремя годами ранее "Ледохода", а именно в 1866 году, А.И. Мещерским был написан "Зимний вечер в Финляндии".

Итак, Мещерский, пребывая в стенах Академии, попасть в которую ранее так стремился, теперь не мог не чувствовать, что его мировосприятие часто не совпадает с тем, что декларируется преподавателями во время занятий. К тому же он не собирался становиться портретистом, осваивать исторический жанр или же посвящать себя религиозной тематике. Его страстью давно стал пейзаж.

В пользу того, что Мещерский пришел в Академию уже довольно зрелым мастером, свидетельствует и тот факт, что, учась в ней, он сам дает уроки начинающим художникам. Педагогической деятельностью Арсений Иванович Мещерский занимался практически всю свою жизнь. Разочаровавшись в академических учителях, Мещерский будет стремиться стать для учеников таким, каким хотел бы видеть своего творческого наставника. Хотя было бы несправедливо утверждать, что такого наставника не было у него вообще. Он был и при том сыграл немалую роль в жизни Мещерского. Это – швейцарский живописец и график, почетный вольный общник (член-корреспондент) Петербургской Академии художеств Александр Калам (1810-1864).

Отношение к нему тех, кто его знал, было неоднозначным. От экзальтированного восхищения до ниспровержения недавнего идеала. И, тем не менее, работы швейцарского художника закупались Академией, поскольку копирование его произведений было обязательным для всех учеников.

Александр Калам, в отличие от большинства своих коллег, был внимателен и чуток к ученикам, деликатно и доброжелательно обращал внимание на их промахи и откровенно радовался успехам своих подопечных. Он умел найти индивидуальный подход к каждому, что было невиданной роскошью по тем временам, особенно среди иностранных преподавателей.

Именно Александр Калам "влюбил" Мещерского в величественные горные пейзажи Швейцарии, романтически суровую природу Финляндии. Картина "Зима. Ледокол" будет признана одной из наиболее значительных в его творчестве. Во многом перекликается с ней более поздняя работа "Заготовка льда". 1857 год приносит Арсению Мещерскому новую удачу. За картину "Утро в окрестностях города Фридрихсгамена" Академия художеств награждает его первой серебряной медалью. Это большой успех молодого художника.

В 1864 году А.И. Мещерский возвращается в Россию и отныне живет в Петербурге, лишь время от времени совершая поездки в Финляндию, Прибалтику и на Кавказ. В этом же году он представляет на суд Совета Академии свои новые картины "Утро на южном берегу" и "Вид в окрестностях Луги". И вскоре "за отличные познания в художествах" получает звание академика пейзажной живописи.

В конце 1870 – начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений. В середине ноября 1902 года в суворинской газете "Новое время" среди многочисленной рекламы, появился некролог, сообщающий о том, что "13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга... Наиболее удавались ему горные пейзажи и зимние мотивы".


Мартовское солнце, Понтуаз

Сад в Лувре, эффект снега

Дорога на Версаль в Лувесьене


Хельсинки.

Хельсинки.

На выставке в Гельсингфорсе (ныне - Хельсинки), проводимой в 1893 году Обществом русских акварелистов, работы Арсения Мещерского, с большим

Подробнее








 
Главная > Мещерский > Карта памятных мест
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Арсений Мещерский. Сайт художника.